Александр Самойленко: «Раздражает, когда узнают на улице»

Актер, режиссер, ресторатор, продюсер, радиоведущий – не правда ли, впечатляющий список для одного человека. Безусловно, имя Александра Самойленко в нашем сознании прочно связано с беспрецедентным успехом «Дозоров» и ситкома «Папины дочки». Сам же актер не склонен зацикливаться на былых достижениях – предпочитает смотреть вперед и еще больше работать.

В семье будущей кинозвезды актерских корней не было. Папа – ученый, мама – педагог. С одной стороны родители были строги к Саше, с другой исповедовали принцип: человек должен делать то, что ему действительно интересно и что приносит радость. Свои первые овации Александр Самойленко сорвал в четвертом классе. Дебют на сцене не просто потряс, а буквально перевернул его детскую душу. Больше он ни о чем думать не желал. Это было как озарение. Саша понял, что готов взвалить на свои плечи груз всенародной публичности и славы, вместе с толпами поклонников, которые бы наперебой просили дать автограф. Профессорский сын с головой окунулся в школьную самодеятельность. Он не пропускал ни одного спектакля, ни одной постановки. Мог сутками ни есть, не пить лишь бы побольше поиграть. Услышав о решении сына поступать в театральный, отец сказал: «Чтобы ты потом на нас не обижался, у тебя есть ровно одна попытка!». С этими напутственными словами Самойленко и отправился в российскую столицу. «Если бы я не поступил с первого раза, на второй год меня бы никто в Москву не пустил, и мне пришлось поступать туда, куда надо было поступать, – вспоминает артист. – На Востоке всегда царил культ уважения к родителям. Это отразилось и моем воспитании. Я должен был спросить разрешения у родителей и поступить так, как скажут они. Папа дал мне один единственный шанс. Так получилось, я поступил. И это при конкурсе 450 человек на место. В 81-м в Москву приехало абитуриентов в два раза больше».

В скором времени выяснилось, стать студентом было гораздо проще, чем стать актером. Первые попытки попасть в кино Александр предпринял еще в училище. На «Мосфильме» до сих пор хранятся фотопробы актера в некоторые фильмы, куда его не взяли. Он мог бы сыграть у именитых режиссеров, ворваться на киношный Олимп советского киноискусства чередой забойных ролей и громким пиаром. Не получилось. Утверждали других. А в творческой копилке выпускника «Щуки», по-прежнему оставалось пара эпизодов: в Рязановской «Забытой мелодии для флейты», да в комедии Александра Панкратова «Проделки в старинном духе». «В театральное училище поступают всегда гениями, а выпускаются никому ненужными актеришками. Процесс гениальности пришлось пройти и мне,- философски замечает Александр.- Сегодня, конечно, никаким гением я себя не считаю. Способным, разносторонним – да. Талантливым? Скорее актером, который хочет дотянуться до планки талантливости». С отсутствием ролей и театральных предложений главная цель жизни становилась все более недостижимой.

Многие на месте Александра опустили бы руки. Но Самойленко судорожно искал выход из ситуации. Он убедил себя на некоторое время уйти из профессии и заняться, например, организационной деятельностью. Профессиональный артист устроился администратором в театре им. Вахтангова, а чуть позже возникла идея с общепитовским бизнесом. Вместе со своим другом Максимом Сухановым он открыл театральную мастерскую по изготовлению декораций. Поскольку бизнес требовал «полного погружения» его пришлось продать знающим людям, а самим переключится на другой коммерческий эксперимент: артистические клубы, рестораны, кафе и буфеты. Экономическая карьера очень быстро пошла вверх. «Моя «экономическая» карьера началась благодаря Максу, – вспоминает артист. – Однажды я его спросил: «Макс, как заработать?». Он ответил: «Вот туфли, иди и продай их». Я себя не считаю ресторатором. Я буфетчик. Место бывшего актера в буфете (смеется). Сначала было тяжело. Но время было такое. Надо было зарабатывать деньги. Оплачивать квартиру. Да и в буфете я продолжал играть. Сами понимаете пожарные, милиция, налоговая – со всеми нужно договориться, играй, не хочу. Буфетчик, ну смешно же».

Александр Самойленко не снимался 8 лет, казалось он настолько втянулся в ресторанный бизнес, что о сцене уже никогда и не вспомнит, но тоска по ролям все же не оставила Самойленко. Александр вернулся на съемочную площадку и на театральную сцену, правда вначале художественный руководитель Театра имени Станиславского опасался давать артисту сложные, роли. Дескать, после солидного перерыва, не сможет сыграть. Самойленко – смог. И если театр радовал колоритного весельчака главными, почти эпическими героями, то на экране находилось местечко только в сериалах. Час «Ч» для Александра настал с выходом на экраны горячо любимой народом фантастической истории «Ночной дозор». На следующее утро после премьеры актер проснулся знаменитым, обнаружив под дверью стопку сценариев с визитками лучших продюсеров. «Я знаю Тимура Бекмамбетова с 16 лет. Мы вместе с ним поступали в Ташкентский институт, он на художника, я на актера. Я тогда был в девятом классе никто не знал, что я поступаю, так сказать была разведка боем. Тишком пошел, поступил, проверил свои силы и вернулся в школу, – рассказывает Александр Самойленко. – А Тима поступил. После этого я его ни разу не видел. Когда я прочитал сценарий, то отказался участвовать в этом проекте, сказал, что не хочу сниматься в таком чудовище. Сумрак, вампиры, медведь, бред какой то… Но, когда узнал, что фильм снимает Тимур Бекмамбетов и ему как воздух надо мое бытовое лицо согласился».

Самойленко очень быстро нагнал упущенное. Для одних он народный любимец «Медведь» из Дозора, для других очаровательный таксист по прозвищу Пельмень  – звезда сериала «Крутые повороты», а для кого – то стоматолог  из «Папиных дочек». Вообще-то в ситкоме Самойленко должен был играть роль отца пятерых детей, и был утвержден на эту роль. Но отказался. Он был не готов к ежедневновому заучиванию текста, двенадцатичасовым съемочным сменам на заводе. После небольших переговоров Самойленко согласился на другое предложение продюсеров – сыграть дамского угодника доктора Антонова. «По загруженности это было всего три-четыре съемочных дня в месяц, – вспоминает артист. –  Получал огромное удовольствие от работы, от группы, от теста. Сценаристы прописывали шикарные диалоги».

Успешный, талантливый, популярный. Для Александра Самойленко не существует актерского амплуа, он действительно может сыграть всe и всех. Ему завидуют, им восхищаются. Режиссеры мечтают с ним работать. Предложений хоть отбавляй. Но сегодня  для Александра съемки под завязку нонсенс, пройденный этап. «Супервостребованностью» он пресытился. «Я помню, когда мне надо было заработать энное количество денег, на строительство дома, и я кинул клич, что соглашаюсь на любое кино, в одно время я снимался в 8 проектах одновременно, вот тогда я понял, что у каждого человека есть свой предел возможности. Я жил в поездах и самолетах, доходило до того, что на съемочной площадке, если садился сразу засыпал, а когда просыпался не понимал где я. Мне говорили, пойдем в кадр, а я не понимал в какой кадр мне идти, что мне сейчас играть, в каком я кино». Тем не менее, на одном месте деятельный Самойленко никогда не сидит. Он постоянно придумывает что-то новое. Недавно решил заняться театральной антрепризой. В ближайшее время Александр порадует зрителей премьерой своих фильмов, после того как «медведь» доказал свою актерскую состоятельность он переключился на продюсерство и режиссеру. Парафраз «Посылка с Марса», картины «Роман ужасов», «Будем на ты» это его детище.

Что касается личной жизни артиста, то он был трижды женат, у него три сына. Со всеми бывшими поддерживает прекрасные отношения. Вообще о своей семье Александр Валериянович рассказывает с большой неохотой. Актер вообще не любит давать интервью, а уж тем более откровенничать о своей семье. Его раздражает, когда его узнают на улице. Он не ездит на фестивали, а на официальные мероприятия приходит в будничной одежде. «Зачем нужно, чтобы про тебя все знали? Зачем преподносить себя как знаменитость. Чем больше ты это делаешь, тем меньше ты интерес как человек, – говорит Самойленко.